1

Цикл видео-уроков «Подвиги, позволившие нам жить», книга вторая «Воздушный таран»

Отдел архивной службы администрации Искитимского района продолжает цикл видео-уроков «Подвиги, позволившие нам жить» по уникальным книгам о подвигах советских летчиков, танкистов, воинов в период Великой Отечественной войны.

Видео-урок по книге второй «Воздушный таран» приурочен ко Дню памяти и скорби – это одна из наиболее трагических дат в истории нашей Родины. День памяти и скорби для тех, кто пережил и выжил, для детей и внуков миллионов солдат, что отдали жизни за мир, в котором мы сегодня живём.

Книга вторая «Воздушный таран».

Напомним, что практически все эпизоды подвигов подтверждены материалами архивов. Благодаря усилиям Российского Союза ветеранов и активистов музейного комплекса школы № 1476 города Москвы приведены источники — наградные документы, листовки, дивизионные и фронтовые газеты, мемуары военачальников и воспоминания сослуживцев.

Книга «Воздушный таран» рассказывает о подвиге почти 600 летчиков, совершивших воздушный таран в бою с немецкими асами.

Таран – прием воздушного боя, заключающийся в нанесении самолету противника фатальных повреждений непосредственно самим самолетом атакующего.

Воздушный таран был многократно повторен советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, превратившись в средство решительного уничтожения самолетов противника.

Подвиг Агеева Петра Григорьевича.

Петр Григорьевич Агеев родился в 1913 году в п. Шумиха Курганской области. Окончил Остафьевскую военную авиационную школу. Служил летчиком-инструктором, затем командиром звена в Краснодарской  военной авиационной школе. С 1942 года — на фронте. 14 июля 1942 года при отражении налета авиации противника на Ростов-на-Дону командир звена 182-го истребительского авиационного полка старший лейтенант Агеев П. Г. в групповом воздушном бою на подходах к городу таранил вражеский бомбардировщик. Произвел посадку на своем аэродроме. 7 сентября 1942 года вступил в бой с четырмя Ме-109. Был тяжело ранен, но из боя не вышел. Сбил один «мессершмит», другой принудил к посадке на советский аэродром. Старший лейтенант Агеев в частях дивизии впервые стал применять тактику летчика «охотника», то есть выслеживание одиночных самолетов противника на высотах. К началу 1943 года совершил 160 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично шесть и в составе группы один самолет противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года П. Г. Агееву присвоено звание Героя Советского Союза. Трагически погиб в 1947 году. Похоронен в Пензе.

Подвиг Бритикова Алексея Петровича.

Алексей Петрович Бритиков родился 10 марта 1917 года в с. Пешково-Грецово Ясногорского района Тульской области. В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков им. В. П. Чкалова. 30 сентября 1941 года летчик 11-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО А. П. Бритиков на подступах к Москве таранил фашистский самолет. Всего под Москвой совершил 210 боевых вылетов. В августе 1942 года в составе полка направлен в Сталинград. Гвардии капитан А. П. Бритиков к февралю 1945 года совершил 492 боевых вылета, лично сбил 17 и в группе — 4 вражеских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Алексею Петровичу Бритикову присвоено звание Героя Советского Союза. Войну закончил в Чехословакии. После войны продолжал службу в ВВС. Умер 30 января 1978 года, похоронен на Кунцевском кладбище города Москвы.

Подвиг Серебрякова Евгения Георгиевича.

Евгений Георгиевич Серебряков – родился в 1920 году в г. Николаев. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов им. П. Осипенко. Штурман эскадрильи 168-го истребительного авиационного полка Западного фронта старший лейтенант Е. Г. Серебряков  11 августа 1942 года вылетел во главе звена на разведку. По радио он передал в штаб армии важные сведения о противнике и сообщил, что южнее Козельска в воздухе находится воздушный разведчик противника ФВ-189. Генерал Баграмян отдал приказ сбить «раму». Серебряков пошел в атаку на разведчика, но сам был атакован четверкой Ме-109. Одного из них сбил огнем бортового оружия. Так как боеприпасов больше не было, второй «мессершмитт» уничтожил тараном. От удара ЛаГГ развалился на части, и Серебряков воспользовался парашютом. Когда до земли оставалось 150 метров, один из «мессершмиттов» обрубил крылом стропы парашюта. Тело Серебрякова было обнаружено местными жителями и втайне от немцев похоронено у д. Меренищи. После войны его могила была обнаружена красными следопытами. Место захоронения: Калужская область, Думинический район, д. Буда. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы».

Первая женщина на планете, которая совершила воздушный таран – Екатерина Ивановна Зеленко. 12 сентября 1941 года она произвела два успешных разведывательных боевых вылета на бомбардировщике Су-2. Но несмотря на то, что во время второго полета ее Су-2 был поврежден, Екатерина Зеленко в тот же день вылетела в третий раз. Уже возвращаясь, в районе города Ромны два советских самолета подверглись атаке семи вражеских истребителей. Екатерина Зеленко смога сбить один Ме-109, а когда у нее кончился боезапас, протаранила второй немецкий истребитель. Летчица уничтожила противника, но при этом погибла сама.

Каждый подвиг – это свидетельство Правды о войне, о героизме наших великих предков.

Составители книги не претендуют на полноту информации по совершенным таранам в годы Великой Отечественной войны.

Продолжение следует…

Видео-урок

Отдел архивной службы

администрации Искитимского района